Школа здоровья при сахарном диабете

ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАБОТЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ»

Историческая справка о школах диабета

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.

В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Организация работы школы «Сахарный диабет»

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

5. беременные, больные СД.

Цели школы диабета:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9276 – | 7456 – или читать все.

Источник: studopedia.ru

Нужна ли школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом

Что такое ш кола здоровья для пациентов с сахарным диабетом ? Известно, что данная болезнь является очень серьезной, и задача врачей и пациентов заключается не только в ее лечении, но и в предупреждении различных осложнений. В связи с этим была создана школа сахарного диабета, где предлагается прохождение индивидуальных еженедельных курсов на протяжении 1,5 месяцев. Преимущественно занятия длятся всего час. То есть диабетикам нужно будет пройти только 6 занятий.

Какие занятия проводятся

На первом занятии в школе сахарного диабета каждый больной получит полную и достоверную информацию о болезни первого и второго типа. Так, вы сможете узнать, какое значение имеет заболевание и какие рекомендации дают врачи.

На втором занятии проводится обучение расчету потребляемых калорий, белков, жиров и углеводов. Также вы узнаете, что такое система хлебных единиц и как рассчитать съедаемую пищу.

На третьем занятии вам расскажут о диете №9, которая прописывается всем диабетикам. Специалисты помогут вам составить одно- и многодневное меню. Не бойтесь задавать вопросы о терапии диетой.

Четвертое занятие поможет вам понять методики самоконтроля при диабете, то есть как нужно вести контроль за уровнем сахара в составе мочи и крови. На пятом занятии объяснят, что такое гипогликемия, из-за чего она появляется, как ее можно предотвратить и лечить.

Читайте также:  Восстановление сосудов при сахарном диабете

А вот шестое занятие проводится для объяснения осложнений и методов их предотвращения. Также вас научат правильно ухаживать за ногами. Кроме того, расскажут о правилах путешествия больных с диабетом.

В процессе занятий можно задавать специалисту различные вопросы, вы получите индивидуальный ответ. Школа для пациентов с сахарным диабетом требуется каждому, кто страдает от данного недуга и беспокоится о своем здоровье, предпринимая всяческие попытки качественного улучшения своего состояния.

Преимущества проводимых занятий

Сегодня ясно точно, что если пациент не имеет понятия о грамотной терапии и профилактических мероприятиях заболевания, достижение хороших показателей без опасных осложнений — непростая задача. От того, насколько ответственен и скрупулезен больной, будет зависеть его будущая жизнь.

Занятия в школе диабета являются инновационным решением в профилактике и лечении данного недуга. Преимущественно самостоятельные попытки лечения достаточно сложны и провальны, так как отсутствует адекватная информация о правильном подсчете необходимого количества введенного инсулина так, чтобы избежать проблем в будущем.

Совершенно недостаточно простое заучивание теории, поэтому требуется проведение практических занятий. Преимущественно в группу входит не больше 10 человек, благодаря чему обеспечивается индивидуальный режим для каждого больного.

Уроки самоконтроля при наличии диабета заключаются в следующем:

  1. Диагностике концентрации сахара в составе мочи.
  2. Знаниях о грамотном анализе полученных данных.
  3. Знаниях о правильной регулировке инсулиновых доз при учете показаний в крови в случае различных дневных ситуаций.
  4. Регулярной сдаче анализов на количественное содержание сахара.
  5. Постоянном контроле за весом.
  6. Установке концентрации ацетона в составе мочи.
  7. Умении учета физической активности вместе с режимом питания.
  8. Проверке АД.

Проводятся измерения с помощью специальной реактивной полоски перед непосредственным введением инсулина. Преимущественно пациентам рекомендуется проведение измерений перед приемом пищи. Дополнительное измерение нужно проводить по мере необходимости, прежде чем лечь спать или если ухудшится самочувствие. Корректировка ежедневной дозировки инсулина достигается путем многократного измерения концентрации сахара в составе крови.

Благодаря точному знанию уровня сахара в крови пациенту становится возможным:

  1. Определение достаточной дозы инсулина на данный момент.
  2. Понимание того, как можно изменить дозировку инсулина, если появилось какое-либо заболевание.

Чтобы самостоятельно измерить концентрацию сахара, можно применить визуальные тестовые полосы или же глюкометр, которые в достаточном количестве имеются в фармацевтической продаже.

Контроль при разных типах диабета

Школа здоровья рекомендует при постановке диагноза сахарный диабет 1 типа осуществлять контроль 4 раза в течение суток. Из них 3 раза, прежде чем сесть кушать, и 1 раз, перед тем как лечь спать. Если диагностирован диабет 2 типа, то проводится такой же контроль, как и в предыдущем случае, только несколько чаще и при условии нахождения больного на инсулинотерапии. Немаловажное значение при лечении отдано беспрекословному следованию установленным правилам питания.

Пациент должен безошибочно считать хлебные единицы. Такой подсчет ведется при каждом приеме пищи. Требуется и грамотный расчет пищевой ценности потребляемой продукции. Если пациент знает систему хлебных единиц, то ему не составит труда подсчет количества углеводов. Таким образом, при учете полученных результатов можно точно узнать, какая доза инсулина должна быть введена для короткого воздействия.

Школа для больных сахарным диабетом требуется не только самим пациентам, но и их родственникам, так как с их стороны нужна поддержка.

Помимо самостоятельных расчетов дома концентрации сахара в крови, пациенты учатся изменять данный показатель при учете проводимого лечения. Школа для пациентов с диабетом — это главное звено в терапии и предотвращении осложнений заболевания.

Источник: bezinsulina.ru

Сахарный диабет и школа: права, проблемы, решения

Сахарный диабет — заболевание неизлечимое, но его можно держать «в узде». Это требует постоянных усилий, дисциплины, перестройки образа жизни и мыслей. Даже взрослому человеку справиться с этим порой непросто, а что же говорить о детях? Без помощи взрослых приструнить опасную болезнь не получится. Но всегда ли взрослые готовы помочь больному диабетом ребенку?

MedAboutMe предлагает обсудить проблемы, с которыми сталкиваются семьи детей, страдающих диабетом, во время обучения в школе.

Диабет не должен быть приговором

Ювенильный сахарный диабет 1 типа — неизлечимое пока заболевание, при котором в организме не вырабатывается инсулин, или секретируется в недостаточном количестве.

От этого гормона зависит усвоение глюкозы, поступающей с пищей. Из-за недостатка инсулина уровень глюкозы в крови повышается, вызывая сильную жажду, увеличение количества мочи (ребенок часто ходит в туалет), потерю веса и сил.

Для коррекции состояния необходимо постоянно контролировать уровень сахара в крови и вводить правильно рассчитанное количество инсулина. Причем именно инъекционно, так как в форме таблеток инсулин принимать бессмысленно — он разрушается в желудке. Для контроля уровня сахара критически важно вовремя и правильно питаться, получать дозу инсулина и избегать опасных ситуаций.

Читайте также:  Калькулятор хлебных единиц при сахарном диабете

В конце прошлого года американские ученые заявили о создании и первом этапе успешной апробации инсулина в таблетках. Пока что такая форма гормона тестируется на животных.

К опасным для здоровья и жизни ситуациям относится, в частности, гипогликемия — состояние, при котором уровень сахара в крови критически снижается. Так может случиться, если ребенок получил слишком большую дозу инсулина или вовремя не поел. Гипогликемия может развиться, например, после урока физкультуры, если ребенок не примет дополнительно углеводы для компенсации уровня сахара. Состояние опасно тем, что может вызвать потерю сознания и даже кому, если окружающие не будут знать, как помочь больному.

Хорошее самочувствие может быть обеспечено только сочетанием контроля за уровнем глюкозы в крови, своевременными, правильно рассчитанными по дозе инъекциями инсулина и не менее строгой диетой. От рациона зависит доза инсулина, поэтому чем раньше ребенок научится подсчитывать это самостоятельно, тем лучше.

Инсулиновые помпы помогают решать проблему регулярных инъекций: устройство на основании заранее рассчитанной программы само вводит препарат в нужное время.

Самые современные помпы реагируют на состав крови и адаптируют количество инсулина.

Немногие пациенты знают, что инсулиновая помпа на законодательной основе может быть предоставлена бесплатно как взрослому, так и ребенку с любым типом инсулинозависимого диабета. Также, как и расходники к ней.

Инсулин и питание: что должен знать ребенок

Дети школьного возраста чувствуют приближение состояния гипогликемии. Важно, чтобы они не терялись и не стеснялись делать то, что нужно: срочно принять дозу углеводов, которая должна у них быть всегда с собой. Это может быть фрукт, конфета, сладкий напиток, или просто пакетики или кусочки сахара. На самые критические случаи рекомендуется носить с собой рекомендованный эндокринологом препарат неотложной помощи. Хотя обычно такие медикаменты действуют недолго, но зато позволяют быстро привести ребенка в чувство, чтобы он мог съесть или выпить что-то сладкое).

Ребенок должен помнить, что после инъекции инсулина нужно обязательно поесть в течение 30 минут, чтобы не развилась гипогликемия. Это необходимо делать, невзирая на то, где школьник находится — на уроке, на экскурсии, в транспорте или экзамене. Откладывать прием пищи недопустимо.

Дети, у которых заболевание развилось в раннем возрасте, привыкают, что обо всем этом заботятся родители и взрослые, и менее ответственно относятся к режиму, диктуемому диабетом. Если болезнь проявилась в более позднем возрасте, то ребенок обычно быстро обучается всем необходимым действиям, включая расчет дозы инсулина и самостоятельное соблюдение диеты.

Но контроль взрослых все равно необходим. И без содействия учителя и руководства школы могут возникать проблемы.

К сожалению, родители ребенка, страдающего сахарным диабетом, нередко сталкиваются с разного рода проблемами. Иногда это банальная неосведомленность о том, что представляет собой диабет, и почему важно оказывать содействие ребенку, даже если это идет вразрез со школьными правилами.

Родители нередко сообщают об отказе принимать больного диабетом в школу. Иногда потому, что это заболевание кто-то считает заразным, но чаще просто от нежелания осложнять жизнь преподавателям и руководству. На классного руководители и всех учителей ложится дополнительная обязанность — присматривать ненавязчиво за учениками с диабетом, уметь деликатно помогать ребенку освоиться, создавать в классе правильную систему отношений между детьми. И, конечно, научиться оказывать первую помощь в критических ситуациях.

Обладать необходимой информацией должны также работники столовой, школьная медсестра, преподаватель физкультуры.

На практике все бывает намного сложнее.

  • По данным, полученным в результате опросов учителей и родителей, только в 6-12% школ есть человек, способный распознать симптомы гипогликемии и оказать адекватную помощь. В остальных учебных заведениях даже некому помочь ребенку сделать укол инсулина.
  • В большинстве школ нет возможности обеспечивать детей специальным питанием, им приходится приносить пищу из дома.
  • Дети, как правило, не могут делать инъекции в медицинском кабинете и вынуждены идти для этого в кабинет классного руководителя, если он разрешит, в туалет или раздевалку. В школах обычно нет глюкометров и запаса тест-полосок, и не везде разрешают принести и хранить в медицинском кабинете свои, не говоря уже о свободном доступе в кабинет в учебное время.
  • Каждый пятый ребенок с диабетом сталкивается с негативным отношением со стороны руководства школы. Каждому четвертому пытаются отказать в приеме в учебное заведение.
Читайте также:  Куркума при сахарном диабете 2

При поступлении в школу мы сразу столкнулись с негативным отношением руководства к нашему диагнозу. Документы приняли неохотно. Школьная медсестра сразу сказала, чтобы мы не рассчитывали на то, что она будет делать ребенку уколы. Она даже отказалась принять на хранение набор неотложной помощи и пускать дочь в кабинет, чтобы она могла сделать себе инъекции самостоятельно, но хотя бы в нормальных условиях, а не в коридоре или туалете.

Классная руководительница, хотя мы и дали ей специально распечатанную памятку, игнорирует ее. Она негативно относится к тому, что дочери необходимо иногда съесть что-то до наступления перемены, или выйти в туалет. Требует, чтобы дочка вместе со всеми оставалась после уроков на общешкольные мероприятия, тогда как ребенку необходимо вовремя пообедать и сделать укол.

Возникает впечатление, что взрослый человек упорно отказывается понимать, что ее действия могут нанести больному ребенку реальный вред.

Хотя по закону школа обязана принимать во внимание особые потребности больных диабетом детей и обеспечивать им условия для их реализации, включая специальное меню в школьной столовой.​

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Источник: medaboutme.ru

ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАБОТЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ»

Историческая справка о школах диабета

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.

В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Организация работы школы «Сахарный диабет»

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

5. беременные, больные СД.

Цели школы диабета:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8871 – | 8389 – или читать все.

Источник: studopedia.ru