Незрелость коры головного мозга ребенка лечение

Незрелость головного мозга у новорожденных детей

Эмбриональное развитие мозговых структур достаточно сложный процесс и проходит в несколько этапов. Незрелость головного мозга у новорожденных как патология, обусловлена влиянием негативных факторов во время внутриутробного развития или в результате сложного родоразрешения.

Что такое незрелость головного мозга?

Незрелость головного мозга у детей явление не редкое, поскольку после рождения ЦНС продолжает свое развитие, усложняя нейронные связи для выполнения высших психических функций (интеллект, моторика, мышление, речь). Такого диагноза не существует в международной классификации болезней.

У новорожденного незрелость мозговых структур не относится к патологии. Кора больших полушарий совершенствует свое развитие на каждом этапе возрастной периодизации ребенка, и завершение процесса происходит после полового созревания.

Незрелость мозговых структур – термин, которым любят апеллировать врачи. Данное выражение родители могут услышать от невропатолога при прохождении плановой диспансеризации с ребенком. Его значение довольно двоякое. С одной стороны, врач может иметь в виду незрелость, как вариант нормы для грудного ребенка – нескоординированность движений, мышечный тонус, недостаточно сфокусированный взгляд.

С другой стороны, речь идет уже о патологии и функциональных нарушениях. Если выявлены неврологические отклонения, то необходимо пройти обследование. Постановка любого диагноза на основании физикального осмотра, является неправомочной.

Как диагностируется

Незрелость коры головного мозга у ребенка, и возможные функциональные нарушения, исследуют при помощи различных методик. У новорожденных первым диагностическим тестом является суммарная оценка (от о до 10 баллов) состояния в первые минуты жизни – шкала Апгар.

Низкий балл (5 или менее) предполагает более тщательное наблюдение за ребенком и дополнительные методы диагностики.

Незрелость мозга и повреждение ЦНС может проявиться в более позднем возрасте, для детей от 3 лет и старше, показанием для диагностики являются различные отклонения в развитии (речевое, психическое, физическое).

Методы диагностики

  1. ЭЭГ – регистрирует активность мозговых структур и позволяет проанализировать степень зрелости нейронов, учитывая возрастные особенности. Для детей до 1 года, данный метод позволяет оценить все участки мозга и выявить патологию (через большой родничок);
  2. МРТ – позволяет оценить общее состояние тканей, функциональные нарушения и локализацию патологии;
  3. Нейросонография – ультразвуковые волны позволяют визуализировать мозговые структуры и сосудистую сеть. Возможно, выявить патологию на ранней стадии и врожденные аномалии.

Выявление дисфункции мозга на ранней стадии позволяет своевременно провести необходимую терапию и избежать тяжелых последствий.

Возможные нарушения и причины

Нейрофизиологическая незрелость, часто наблюдается у недоношенных детей, УЗ исследование фиксирует недоразвитость мозговых структур. Нарушения и задержка в развитии зависят от степени недоношенности и индивидуальных компенсаторных возможностей организма.

Врожденные аномалии мозга не связаны с возрастными особенностями и приводят к умственной отсталости, или нарушению интеллектуальных возможностей ребенка.

  • Патологическая беременность – инфекционные заболевания во время вынашивания поражают мозговые клетки, вызывая энцефалит, что приводит к задержке психического развития и умственной отсталости;
  • Хроническая внутриутробная гипоксия плода или острая, вследствие тяжелых родов – приводит к функциональным нарушениям мозга и неврологическим расстройствам. Длительная нехватка кислорода опасна появлением очагов некроза в мозговых структурах;
  • Травмы черепа в родах – повреждение тканей приводит к кровоизлиянию, нарушения мозговой деятельности зависит от тяжести травмы.

Морфофункциональная незрелость коры присуща всем новорожденным, вследствие чего наблюдается повышенная возбудимость и тонус мышц. При отсутствии патологий, возбудимость ко второму месяцу жизни становится как у взрослого человека.

Последствия и лечение

Диагноз, поставленный неврологом – незрелость головного мозга, для новорожденного без патологии мозговых структур, не нуждается в коррекции и последствий никаких не несет.

Если обнаружена патология, или аномалия развития мозговых структур, последствия зависят от тяжести заболевания и своевременной терапии. Тяжелые черепно-мозговые травмы, или острая гипоксия могут привести к инвалидизации, или летальному исходу.

Консервативная терапия проводится после постановки точного диагноза и направлена на снятие патологической симптоматики, а так же максимальное восстановление функционирования мозга.

Общие принципы комплексного лечения:

  • Медикаментозная терапия;
  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапия.

Для детей от 3 лет, показаны так же занятия с логопедом и психокоррекция, посредством различных психологических методик.

Созревание мозговых структур длительный и индивидуальный процесс, который определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах.

Если возникли сомнения, или присутствуют явные нарушения психомоторного развития – это повод обратится к невропатологу и пройти комплексное обследование.

Источник: golovaimozg.ru

Незрелость коры головного мозга

Диагноз – Незрелость коры головного мозга. Что это значит в физиологическом и социальном планах. Как она (кора) созревает и от чего ее созревание зависит? Она (кора) обязательно созреет?
Мальчику сейчас 3 года. С рождения Мишутка спит довольно беспокойно (только первые 2 недели он спал нормально), но я это списывала то на нехватку молока и то на зависимость от «приложиться к тите» (просыпался до 8 раз за ночь). Перестала кормить в 1 год и 3 месяца, без груди спать лучше не стал. Довольно рано начал говорить. В 1 год и 8 месяцев пошел в сад, был там самым маленьким, но самым говоруном. Еще до 2-х лет знал много стишков и стихов. Сейчас почти не рассказывает стихов, которые и знал, а сочиняет слова («абракадабру») и складывает их в стихи. Рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы. При этом, бывают состояния, когда заводится капризом и не может успокоиться. «Придумывает» невыполнимые просьбы. Например: дай мне кашу, которую Маша съела…
У невролога мы наблюдались с диагнозом «нарушение сна», а сейчас вот установили « незрелость коры»…

Читайте также:  Лечение при сосудистых заболеваниях головного мозга

опубликовано 28/11/2006 13:59
обновлено 22/11/2012
— Болезни, обследования

Отвечает Комаровский Е. О.

Кора головного мозга – это то, что отвечает за социальные функции – мысли, слова, поведение, т.е. именно за то, чем человек отличается от животных. Дозревает кора обычно к окончанию периода полового созревания. Так что всерьез обсуждать тему незрелости коры в таком возрасте – мне как-то не с руки. Бывают ситуации, когда имеет место явное отставание в развитии, т.е. незрелость коры головного мозга – не возрастная норма, а явная патология. Но когда дитя в 3 года сочиняет стихи, “рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы” – слово “незрелость” как то с подобными не вяжется. Я бы говорил скорей про опережающее развитие. Резюме: упомянутые нами социальные функции в принципе не могут быть зрелыми в таком возрасте. Поэтому мысли и поведение детей разительно отличаются от таковых у взрослых. Эти различия нередко приводят к конфликтам, в основе которых педагогические ошибки родителей, отсутствие популярной и доступной информации по детской психологии и педагогике. Главный же парадокс состоит в том, что в стране практически нет мест, где родители могут получить доступную консультацию по педагогическим и психологическим вопросам, но в каждой поликлинике есть детский невропатолог к которому идут толпы родителей с жалобами на непослушание, истерики, неправильное поведение и т.п. Невропатолог не имеет возможности послать подальше (к педагогу, к психологу) и вынужден придумывать ничего не значащие диагнозы, типичным примером которых и является «незрелость коры головного мозга».

Источник: komarovskiy.net

Что такое незрелость головного мозга у новорожденных и какие признаки на нее указывают?

Родители новорожденного могут быть обескуражены фразой, которую педиатр на первом осмотре после выписки из роддома может «бросить» мимоходом – «незрелость головного мозга». Бурная фантазия новоиспеченной мамы сразу начинает рисовать ужасные картины невероятных страданий малыша, мозг которого по каким-то причинам оказался недозревшим. Что это такое и нужно ли волноваться, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

Начать нужно с того, что соответствующего диагноза в медицинских учебниках, справочниках и энциклопедиях вы не найдете, как ни старайтесь. Такого диагноза не существует. Разберемся, о чем ведет речь участковый педиатр.

Доктор имеет ввиду совершенно физиологические состояние, которое считается вполне нормальным для новорожденных: незрелость коры головного мозга свойственна 100% малышей, которые едва появились на свет. Проблемы на уровне ученых и медиков по большому счету не существует, она есть только в головах молодых мам, которым кто-то из докторов (педиатр или специалист УЗИ на обязательном скрининговом комплексном исследовании в 1 месяц) говорят о том, что у ребенка есть «признаки незрелости мозга».

Маме, которая услышала подобное, лучше все это пропустить мимо ушей, не создавая психологических проблем себе и ребенку, ведь от нервной и издерганной мамы ребенок не набирается спокойствия и умиротворенности. Незрелая кора головного мозга — это всего лишь один из признаков общей незрелости новорожденного.

У него незрелая система пищеварения и нервная система, незрелая мышечная ткань и органы чувств. Мозг наравне с другими органами новорожденного малыша нельзя назвать зрелым.

Кора головного мозга уникальна сама по себе. Благодаря ей человек обладает такой отличительной от животных чертой, как сознание. Кора «отвечает» за эмоции, чувства, за умственные и интеллектуальные способности, за образное мышление, за коммуникативные способности, речь и лексикон, за способность анализировать, помнить, сопоставлять, распознавать. Именно эта часть мозга «славится» своими извилинами и бороздами, именно она полностью в ответе за индивидуальные качества, характер и темперамент человека. Кора делает его уникальной личностью.

Кора формируется во время внутриутробного развития, но с рождением ребенка процессы формирования не заканчиваются. А потому заключение доктора о незрелости коры для новорожденного — не более, чем признание естественного факта, вполне нормального. Вот если такое заключение будет вынесено в отношении 25-30 летнего человека, повод для волнения у его близких будет веский. Но это уже совсем другая история, не имеющая к малышам никакого отношения.

Примечательно, что ни в одной стране мира такого диагноза малышам не ставят принципиально, считая это верхом непрофессионализма. И только в российской педиатрии почему-то пугают новоиспеченных мам, которым и без того довольно сложно и тревожно живется на этом свете.

Чаще всего врач говорит о нейрофизиологической незрелости мозга малыша, поскольку доктору очень нужно хоть что-то сказать, чтобы объяснить родителям, почему малыш плохо координирует движения ручек и ножек, почему он много кричит и мало спит, почему срыгивает и мучается коликами.

Ответ на все вопросы универсален и прост — кора мозга не созрела в достаточной мере. Опасно ли это? Нет, если доктор имеет в виду именно функциональную незрелость.

Если же врач под этим странным и загадочным термином подразумевает некоторые неврологические нарушения у конкретного младенца — вопрос другой. Поэтому услышав такой диагноз, не теряйтесь и обязательно уточните у доктора, что именно он имеет ввиду.

Возможные нарушения — причины

Если доктор говорит о морфологической незрелости мозга малыша в контексте некоторых нарушений, которые он обнаруживает на осмотре, то правильнее ставить конкретный неврологический диагноз, чего многие доктора стараются избегать: детская неврология очень сложна и не всегда очевидна даже для доктора, а брать на себя ответственность за ошибку никому не хочется.

Чаще других вердикт о наличии незрелого мозга слышат родители недоношенных детей. Им еще раз рекомендуется перечитать статью с самого начала, сделав существенную поправку на то, что все органы и системы недоношенного ребенка еще более незрелые, чем органы доношенного младенца.

Читайте также:  Лечение при легком сотрясении мозга

Нередко такое заключение слышат молодые мамы, которые во время беременности прошли через различные патологии, проживали в местности с неблагоприятной экологической обстановкой (хотя сейчас каждую беременную роженицу можно смело относить к такой группе риска, за исключением мам, которые живут в отдаленных поселениях глубоко в тайге).

Если невролог увидит в карточке ребенка такие записи, как «внутриутробная гипоксия», «резус-конфликт», «затяжные роды» (как вариант — «стремительные роды»), он всенепременно найдет у ребенка гипертонус, вялость, сонливость, крикливость или иные признаки того самого загадочного «заболевания» – незрелости головного мозга.

Бесспорно, есть ситуации, в которых у детей действительно есть аномалии развития головного мозга, которые никак не связаны с его возрастными особенностями: врожденные пороки развития отделов и участков коры, недоразвитие или отсутствие долей, сглаживание извилин и борозд. Но такие состояния имеют вполне существующие в справочниках медицинские названия, которые доктор должен огласить после детального и внимательного изучения состояния ребенка (проводятся обследования, такие, как УЗИ, МРТ, КТ).

Последствия и лечение

Если с формулировками и причинами все более-менее понятно, то пора поговорить о том, что волнует мам больше всего — какими могут быть последствия. Ровным счетом никакими, если речь идет о самой распространенной физиологической незрелости. К 5 годам кора головного мозга малыша завершит формирование, а к окончанию пубертатного периода она станет официально считаться вполне зрелой. Никакого лечения не требуется: ребенок, окруженный заботой и любовью, вырастет и «дозреет» вполне естественным путем.

Если доктор говорит о конкретной патологии мозга, после формулировки точного диагноза, на котором мама должна настоять, назначается курс лечения исходя из ситуации и конкретной аномалии.

В большинстве случаев массаж, гимнастика способствуют снятию многих неврологических проявлений без вреда для ребенка в будущем. При врожденных пороках развития мозга прогнозы зависят от степени функциональных нарушений, но к незрелости это опять же не имеет отношения.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что незрелость коры мозга для новорожденного — диагноз, который никогда не поставит уважающий себя врач. Именно незрелость мозга важна для малыша в первые 3-4 месяца его жизни, ведь она обуславливает врожденные рефлексы — хватательный, ползательный, рефлекс опоры, автоматической ходьбы и ряд других. По ним врачи судят о нормальности развития ребенка, а потому явление, которое является их основой и предпосылкой, считать болезнью никак нельзя. Если, конечно, речь идет не о чаде школьного возраста.

О том, как помочь крохе, если он отстает в развитии, расскажет детский невролог в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник: o-krohe.ru

Как лечить минимальную мозговую дисфункцию (ММД) у детей?

Минимальная мозговая дисфункция у детей – это совокупность негрубых нарушений центральной и вегетативной нервной системы, которая сопровождается дезадаптацией ребенка в обществе и обратимыми нарушениями в эмоциональной, волевой, интеллектуальной и поведенческой сфере. Для данного синдрома характерно сглаживание симптоматики по мере взросления ребенка или полное ее исчезновение при благоприятных условиях внешней среды.

ММД у детей часто связывается с родовой травмой, приведшей к гипоксии и, соответственно, к формированию некоторых неврологических и психических нарушений преходящего характера.

Дисфункция мозга при этом расстройстве не является противопоказанием к обучению в обычной школе, гимназии, университете, так как, зачастую, дети с ММД хорошо справляются со многими физическими и психическими нагрузками. Главным условием является щадящий режим – умеренное умственное напряжение, позволяющее ребенку делать регулярные перерывы для восстановления психоэмоционального баланса. Обычно, дисфункция головного мозга нормализуется к 7-8 годам, однако бывают случаи ее возникновения в более старшем возрасте (14-16 лет), что говорит о сильных нагрузках на ребенка, из-за которых происходит формирование хронического стресса.

Этиология

Минимальная мозговая дисфункция может быть следствием следующих причин:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Нерациональное питание матери во время беременности;
  • Авитаминоз;
  • Вредные привычки;
  • Слабая родовая деятельность;
  • Стремительные роды;
  • Гипоксия плода;
  • Травмы во время родов;
  • Тяжелые сопутствующие заболевания ребенка (порок сердца, бронхиальная астма);
  • Внутриутробные инфекции;
  • Резус-конфликт между матерью и плодом во время беременности (например, у плода была группа крови «+», а у матери «-»).

Из вышеперечисленных причин можно сделать вывод, что незрелость головного мозга у детей тесно связана с внутриутробной патологией. Поэтому при подозрении на минимальную дисфункцию необходимо провести тщательную беседу как с ребенком, так и с родителями для того, чтобы поставить диагноз ММД.

Клиническая картина у детей

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут быть стертыми вплоть до школьного возраста, что затрудняет своевременную диагностику из-за позднего обращения к врачу.

Клиническая картина многообразна и проявляется в виде:

  • Плохого усвоения информации;
  • Рассеянности;
  • Усталости;
  • Синдрома дефицита внимания (ребенок начинает сразу несколько дел одновременно, но все бросает, часто теряет вещи, не может сконцентрироваться на предметах, требующих усиленного запоминания);
  • Неусидчивости;
  • Снижения концентрации внимания;
  • Задержки речевого развития;
  • Неспособности строить длинные предложения или запоминать услышанный иили прочитанный текст;
  • Неловкости движений;
  • Ухудшения запоминания;
  • Нарушения мелкой моторики (ребенку сложно шить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • Эмоциональной лабильности (настроение меняется от депрессивного к эйфоричному из-за незначительных вещей);
  • Ухудшения пространственного ориентирования (такие дети часто путают где «лево», а где «право»);
  • Нередко – инфантильности, истерических проявлений, ухода от ответственности и выполнения обязанностей.
Читайте также:  Заболевание сосудов головного мозга симптомы и лечение

Также часто встречаются вегетативные нарушения:

  • Увеличение частоты сердечных сокращений, чувство сердцебиения;
  • Повышение частоты дыхательных движений;
  • Потливость;
  • Расстройство ЖКТ: диарея, изжога, тошнота, иногда рвота;
  • Иногда – мышечные подергивания, судороги;
  • Проблемы со сном, трудности с засыпанием, бессонница.

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку. Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности). Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

Стволовые структуры и кора головного мозга – мишени при ММД

Незрелость коры головного мозга часто приводит к тому, что ребенок становится вялым и заторможенным. Помимо гиподинамии будет наблюдаться эмоциональная бедность, слабость мышц, нарушение памяти и внимания. Это связано с дисфункцией стволовых структур мозга, которые в должной степени не оказывают свое влияние на кору больших полушарий, вызывая у ребенка гиподинамический синдром. Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (зрр), слабости мышления и развитию судорожных припадков. ЗРР, в свою очередь, проявляется небольшим словарным запасом, трудностями с воспроизведением и построением длинных фраз.

Главное при обучении такого ребенка – это терпение и разбитие темы на логические части, между которыми можно было бы сделать перерыв для отдыха.

Диагностика ММД

Занимается данным заболеванием врач-невролог, который должен определить характер церебральных нарушений. Он собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы. Параллельно ребенок наблюдается у педиатра, который оценивает его психическое состояние, исключает наличие воспалительных заболеваний. Лабораторные методы исследования не выявляют отклонения от нормальных значений. Невролог назначает инструментальные методы:

  • ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет обнаружить нарушения в передаче нервных импульсов;
  • Реоэнцефалография. Позволяет оценить кровоток головного мозга;
  • Эхоэнцефалография. Оценивает состояние структур головного мозга;
  • КТ и МРТ. Также позволяет визуализировать структуры головного мозга и исключить их патологию.

Оценивают три составляющих:

1) Дефицит внимания (4 из 7):

1) часто переспрашивает; 2)легко отвлекается; 3) плохо концентрируется; 4) часто путается; 5) берется сразу за несколько дел, но не доводит их до конца; 6) не хочет слышать; 7) относительно хорошо работает в спокойной обстановке.

2) Импульсивность (3 из 5):

1) мешает на уроке учителю и ученикам; 2) эмоционально-лабилен; 3) плохо переносит очереди; 4) болтлив; 5) обижает других детей.

3) Гиперактивность (3 из 5):

1) любит карабкаться на возвышающиеся предметы; 2) не сидит на месте; 3) суетливый; 4) издает громкий шум при выполнении любой деятельности; 5) всегда находится в движении.

Если симптоматика длится больше полугода, а ее пик приходится на 5-7 лет, то можно говорить о диагнозе «ММД».

Дифференциальная диагностика

Учитывая то, что ММД является преходящим нарушением функций центральной и вегетативной системы, необходимо его дифференцировать с более серьезными патологическими состояниями, в частности:

  • Нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • Психические заболевания – биполярное расстройство личности, шизофрения, другие психозы;
  • ДЦП;
  • Отравление;
  • Онкология.

Лечение и коррекция

Лечение ММД комплексное и включает в себя психотерапию, медикаментозную и физическую терапию. К лекарственным препаратам прибегают редко, так как с ММД можно справиться при помощи психолога и создания соответствующей обстановки в семье. Ребенку необходимо обеспечить «выход» его энергии в виде ходьбы на спортивную секцию. Если он малоподвижный и вялый, то также назначаются физические нагрузки, но в умеренном количестве для поддержания жизненного тонуса. С родителями должна быть проведена беседа о том, как правильно нужно относиться к своему ребенку. Ему нельзя излишне потакать, но и применять грубую силу не стоит. Необходимо помочь ему выработать правильный режим дня, ограничить времяпрепровождение за компьютером и телефоном, больше проводить с ребенком времени и играть с ним развивающие игры. Если у него наблюдаются проблемы с речью – нужно обратиться к логопеду. Причем чем раньше родители обратились к специалисту, тем быстрее восстановится речевое развитие. К сожалению, диагностируют ММД редко, хотя встречается она довольно часто. Последствия нелеченой дисфункции выливаются в невротические расстройства, психозы, депрессии. И уже при таком запущенном ММД применяют нормотимики, седативные, антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики в зависимости от клинической картины заболевания. Прогноз, как правило, благоприятный.

Профилактика

Профилактические мероприятия направлены на улучшение качества жизни будущей матери. Ей необходимо обеспечить покой, достаточное потребление продуктов с большим содержанием микроэлементов и витаминов. Во время беременности рекомендуется отказаться от вредных привычек, так как они негативно влияют на плод, вызывая у него гипоксию. Когда ребенок родился и впервые столкнулся с сильным стрессом (для многих детей поход в садик или школу равносилен с всемирной катастрофой), необходимо провести с ним беседу, поговорить с учителем на счет особенностей Вашего ребенка.

Источник: opsihoze.ru