У ребенка в 10 лет болит голова

Головная боль у детей: почему болит голова у ребенка

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Основные причины головной боли

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Причины «неопасной» головной боли

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

Краткое видео о причинах головной боли у детей


Источник: zdravotvet.ru

Головные боли у школьников. Советы невролога

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Читайте также:  Болит голова живот и тошнит у ребенка

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Сильно болит голова и рвет ребенка

Источник: www.infpol.ru

Что делать, если ребенок жалуется на головную боль — лечить в домашних условиях или обращаться к врачу

Головная боль сигнализирует о неполадках в организме. Если у ребёнка болит голова, необходимо разобраться почему. Только после выяснения причины спазмов можно помочь малышу. Если болевой синдром сопровождается плачем и раздражительностью, следует обратиться к врачу. Такие приступы могут указывать на серьёзные заболевания.

Что вызывает спазмы у детей

Все структурные единицы головы имеют болевые рецепторы, которые и вызывают боль при реакции с раздражителями. Цефалгия – медицинский термин, обозначающий боли в голове. Спазмы диагностируются у людей всех возрастов: у младенцев, подростков, взрослых, пожилых людей.

Цефалгия бывает 2 типов: первичной и вторичной. Первичный тип диагностируется, когда малыша беспокоят только болевые приступы без сопутствующих проявлений. Это указывает на отсутствие заболевания, вызвавшего боль.

Вторичные приступы свидетельствуют о наличии болезни. Спазмы сопровождаются повышением температуры тела, недомоганием, слабостью.

Любопытный факт! В медицинской практике выделено около 300 причин болей в голове у детей.

Головная боль у детей может быть спровоцирована переутомлением, прогрессированием болезни, нарушением психики. К основным причинам спазмолитических приступов в голове относятся:

  • Синдром вегетососудистой дистонии.
  • Мигрень, которая сопровождается диареей, побледнением кожных покровов, слабостью. Может наблюдаться боязнь света, искажение зрительных образов. Приступ длится от 30 минут до 5 часов.
  • Эмоциональное либо физическое перенапряжение.
  • Болезни респираторного тракта, глазных яблок.
  • Менингит, энцефалит. Воспаление мозговых оболочек проявляется многократной рвотой, высокой температурой тела.
  • Заболевания инфекционного либо вирусного характера.
  • Интоксикация организма.
  • Опухолевые новообразования головного мозга. Объёмные опухоли провоцируют нестерпимую боль, которую невозможно устранить болеутоляющими препаратами. Проявляется нарушение световосприятия, дисфункция органов.
  • Черепно-мозговые травмы могут приводить к сотрясению и ушибу мозга.

Если ребёнок жалуется на головную боль, следует определить частоту и характер приступов.

Внимание. При присоединении рвоты и потери сознания нужно незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Не проходящая интенсивная боль свидетельствует о повышении внутричерепного давления. Частые приступы указывают на глистную инвазию, абсцесс и кисты головного мозга.

Распространённая причина спазмов – воспаление лобной либо гайморовой пазухи. При этом боль мучает по утрам и при наклонах, когда гнойное содержимое заполняет пазухи. Болевой синдром развивается при воспалении среднего уха, герпетической инфекции, невралгических расстройствах тройничного нервного волокна.

Особенности проявления

Если ребёнок часто жалуется на головные боли, родители должны определить характер спазмов и выявить наличие патологических симптомов: изменение цвета кожных покровов, вялость, головокружение, тошнота. Подобные признаки свидетельствуют о прогрессировании серьёзных заболеваний.

Источник: neuromed.online

Головные боли у ребёнка – типы, характеристика

Головные боли очень распространены среди детей. Одна из крупнейших эпидемиологических работ, касающаяся случаев головных болей, показывает, что 40% детей в возрасте от 7 до 10 лет и около 75% детей в возрасте 15 лет имели опыт головной боли. Эта проблема среди младшего поколения является растущей тенденцией.

В 2010 году было проведено исследование, в котором приняли участие 635 девочек (58,5%) и 450 мальчиков (41,4%) в возрасте 10-18 лет. Результаты показали, что у 95,5% детей имели место головные боли, мигрень отмечалась у 27% детей, а головные боли напряжения – у 36,3% респондентов.

Читайте также:  Болит голова затылок у ребенка

Головные боли у детей в сравнении с взрослыми имеют ряд отличий. Существует иное представление различных типов болей; наиболее распространённым типом первичной головной боли у ребёнка считается мигрень с последующей головной болью напряжения (у взрослых это происходит в обратном порядке). Отличается протекание (особенно, это относится к мигрени), провокационные факторы (пусковые механизмы), причины и лечение. У ребёнка также присутствую моменты, полностью специфические для детства, и не проявляющиеся во взрослой жизни (почти). К ним относятся:

  • синдром циклической рвоты;
  • синдром Алисы в стране чудес;
  • брюшная мигрень.

У детей, особенно самых маленьких, присутствуют предупреждающие знаки и признаки, указывающие на тип вторичной головной боли.

Мигрень у детей и подростков

Мигрень является распространённым детским диагнозом, до 10% детей в возрасте 5-10 лет и 28% подростков в возрасте 10-19 лет встречаются с приступами недуга.

Первые приступы мигрени происходят у ребёнка, в основном, уже до 10 лет (20% пациентов) или в подростковом возрасте – до 20 лет (45%). Первые приступы раньше поражают мальчиков, чем девочек (средний возраст начала мигрени у представителей мужского пола составляет 7,2 лет, в то время, как у женского – 10 лет). Заболеваемость мигренью в предпубертатном и пубертатном периоде выше у мальчиков, чем у девочек, позже соотношение выравнивается, и в возрасте 20 лет женщины в 2 раза чаще страдают от мигрени, чем мужчины; в более позднем возрасте преобладание женщин даже утраивается.

Особенности детской мигрени связаны, в первую очередь, с локализацией: головная боль у детей часто являются двухсторонней, реже – односторонней (только 35% случаев по сравнению с 60% у взрослого населения). Боль локализуется, преимущественно, в области лба и висков, реже – на затылке. Мигрень имеет также более короткую продолжительность, приблизительно, 1-48 часов (по сравнению с 4-72 часами у взрослых). Встречаются также приступы продолжительностью около 30 минут. У ребёнка, как правило, более ярко выражены сопровождающие признаки, тошнота и рвота – более сильные, часто головные боли исчезают после рвоты; выше частота светобоязни (чувствительности к свету), фонофобии (чувствительности к звуку) и даже осмофобии (чувствительности к запахам). Часто сопровождающие признаки включают боли в животике, давление в затылке, потерю аппетита, бледность, повышенное потоотделение, резкие перепады настроения, иногда у ребёнка во время приступа мигрени наблюдается повышение температуры тела.

Начало развития приступа в течение дня (как и его причины) также отличается и варьируется в детском и подростковом возрасте. У маленьких детей чаще возникает во второй половине дня, после школы, у младших подростков – начинается около полудня. У старших подростков создаётся аналогичная картина, как у взрослых, при которой являются наиболее распространёнными утренние приступы. Причины головной боли у ребёнка часто включают мигающий свет (телевизор, компьютер), психические раздражители, недостаток сна, усталость и привычки питания.

В частности, у ребёнка младшего возраста, так же, как и у детей с умственной недостаточностью, причины приступов плохо определяемы, боль, в основном, локализуется в середине лба, иногда – на затылке. Симптомы ауры у ребёнка сложно определить ввиду того, что он не в состоянии их описать или определить точную частоту. Фотофобия и фонофобия яаще всего оценивается, исходя из поведения ребёнка во время приступов головной боли (социальное отчуждение, уход в тёмную и тихую комнату, отказ от телевидения). Следовательно, в особенности, у ребёнка с выраженными сопутствующими симптомами (рвота) диагноз мигрени может быть установлен с задержкой.

Синдромы, характерные для детского возраста

Детский возраст является специфическим в отношении встречаемости синдромов, происходящих (или начинающихся), как правило, именно в этой возрастной группе. Некоторые из них могут перейти во взрослую жизнь или измениться в другой тип головной боли. Эти синдромы включают в себя, т.н. периодические детские синдромы, которые обычно предшествуют развитию мигрени (доброкачественное пароксизмальное головокружение, рвота, циклическая брюшная мигрень и доброкачественная пароксизмальная кривошея). Эти синдромы не проявляются головной болью на переднем плане, но они, как предполагается, имеют близкое отношение к мигрени. В таких случаях часто страдает от мигрени один из родителей ребенка.

Источник: golovaboli.ru